«Балтиец» и другие жетоны Петербургского метрополитена

30 ноября 2023
Вмиремонет

Поговорим немного о смежной сфере нумизматики, токеномании, коллекционировании жетонов, нотгельдов и других монетовидных изделий. В частности о жетонах петербургского метрополитена.

Самый удобный вид общественного транспорта был запущен в Ленинграде в 1955 году. До 1958 года вход на станции метро осуществлялся по бумажным билетикам, а с 1958 по 1961 в обращении были жетоны из латунированной стали.

Подробнее о жетоне

Отметим оформление токена: создатели не постеснялись поместить на реверс изящное здание вестибюля станции "Площадь Восстания", одной из 8 станций ленинградского метро первой очереди.

В 1961 году от таких жетонов отказались в пользу обычной советской пятикопеечной монеты. Ведь жетончик нужно покупать, а пятачок был в кармане у каждого. Да и цена на проезд в метро не менялась 30 лет (с 1961 по 1991 год), потому и не нужен был жетон, как некий металлический билет, цена на который варьируется.

Однако в 1991 году проезд в метро вырос в 3 раза, и всем было понятно, что это - не предел. Потому на Ленинградском Монетном Дворе была заказана партия новых жетонов для метро.

Подробнее о жетоне

Эти латунные жетончики служат в петербургском метро верой и правой и до сих пор, несмотря на то, что в большинстве метрополитенов мира от токенов уже давно отказались, заменив их бесконтактными картами. Но Петербург не был бы собой, если бы не придерживался в том числе и таких "ламповых" традиций. Не знаю, кому как, а мне приятно носить в кошельке пару жетончиков метро - скорее даже не "на всякий случай", а как память.

С 2005 года, кстати, памятные жетоны в художественном исполнении стали доброй традицией петербургского метро и его визитной карточкой. Началось всё с выпуска набора из 8 жетонов, посвящённых 50-летию открытия первых 8 станций ленинградской подземки. На реверсах жетонов красовались вестибюли станций от «Автово» до «Площади Восстания», выполненные в стиле сталинского ампира.

Подробнее о наборе

С тех пор отмечать юбилей каждой станции выпуском нового жетона стало доброй традицией в Петербурге.

Идея с памятными жетончиками пришлась по вкусу нумизматам - токеноманам. И в метрополитене решили расширить ассортимент. Так, уже в 2006 году вышел жетон, посвящённый открытию новой станции метро - "Парнас". Кстати, на нумизматическом рынке этот жетон считается самым редким и дорогим - цена на него колеблется около отметки в 10 т.р. Впоследствии выходили жетоны, посвящённые юбилеям открытия метро, создания ОАО Метрострой и Петербургского государственного университета путей сообщения.

Подробнее о жетоне "50 лет станции метро «Гостиный двор»"

В 2019 году вышла серия из 9 жетонов, описывающих тип станций петербургского метро, в 2020 - почтили память всех начальников ленинградской и питерской подземки; в 2022 - отметили 55-летний юбилей технических служб метро.

Подробнее о наборе "65 лет метрополитену Петербурга. Руководители"

А с 2014 года начинается чеканка серии жетонов, посвящённых типам электропоездов петербургского метро. Здесь мы можем проследить историю подвижного состава метрополитена от старинных поездов с винтажными салонами вагонов до ультрасовременных электричек, расцвеченных неоном и пластиком. 15 ноября 2023 года как раз вышел очередной жетон этой серии посвящённый электропоезду 81-725.1 "Балтиец".

Подробнее о жетоне "Балтиец"

Производство организовано "Трансмашхолдингом" по заказу метрополитена в 2020 году на базе предприятий АО "Метровагонмаш" совместно с АО "Октябрьский электровагоноремонтный завод". То есть, практически полностью российская разработка - от проекта до серийного производства. Даже от японских электродвигателей Хитачи решили отказаться. Как обычно, основной тираж жетона выпустили в коллекционных блистерах, а небольшую часть - просто россыпью отправили в кассы метро. И, по уже сложившейся традиции, рано утром первые пассажиры метрополитена 15 ноября могли купить себе такой жетончик по номиналу.

Подробнее о жетоне

Отметим, кстати, высокие художественные достоинства изделия: изображение электропоезда в туннеле метро весьма детализировано, и даже можно разглядеть лицо машиниста в кабине головного вагона!

Что же до планов выпуска - такие планы обычно не озвучиваются официально. Но мы с лёгкостью можем предположить, что в конце 2025 года выйдут жетоны на полувековой юбилей открытия пяти станций Красной линии от "Выборгской" до "Академической". Что касается серии жетонов, выпускаемых в честь открытия новых станций, то петербуржцы с нетерпением ждут введения в эксплуатацию станций 6-ой, коричневой линии "Юго-Западная" и "Путиловская", и 4-ой, жёлтой линии - "Театральная" и "Горный институт". Однако открытие этих станций неоднократно откладывалось с 2019 года, так что здесь прогнозов давать мы не будем.